Piвнe-Paкуpc - просто ЦIКАВА газета №350 від 26.06.2008p.
Передплатний індекс:
23429
Тел. +38(0362) 623131, (098)0565477

#Ядро раздора

Что стоит за диверсификацией поставок ядерного топлива в Украину

Что стоит за диверсификацией поставок ядерного топлива в Украину

Стоило Украине подписать договор о закупке американского ядерного топлива для отечественных АЭС, как вопрос диверсификации поставок продукции на стратегические объекты перевели в политическую плоскость. Мол, подписание договора перед визитом Джорджа Буша в Украину - ни что иное, как заигрывание перед США. “АиФ” попытался разобраться, сколько здесь политики, а сколько - экономической выгоды.

Почем риски?

НАЧИНАЯ с 2009 года, на украинские АЭС будет поставляться американское ядерное топливо. Такова договоренность НАЭК “Энергоатом” с компанией Westinghouse. Главная цель частичного перехода на американское топливо - диверсификация поставок, которая позволит минимизировать технологические и политические риски в атомной энергетике страны. По большому счету, Украине нужно было уйти от привязки к одному, российскому, поставщику ядерного топлива. Насколько целесообразным является такой шаг?

Реакторы украинских АЭС строились по советской технологии. Она, разумеется, отличается от технологии японской или американской. Следовательно, кассеты с топливом для реакторов одной технологии не могут идеально подходить к другим. А поскольку ядерные исследования всегда были и остаются особо засекреченными, то вопросов к безопасности использования “чужеродного” топлива возникает масса.

Вспоминается случай конца 2004 года на чешской АЭС “Темелин”, где при попытке загрузки топлива все той же компании Westinghouse возникли проблемы, после чего чехи категорически отказались от его использования. Заметим: на “Темелине” установлены реакторы того же типа, что и на украинских АЭС. Отказ 51 из 61 стержней управления на одном из блоков станции, мягко говоря, - плохой показатель. Кстати, финны, впечатленные результатами такого эксперимента, разорвали договор с Westinghouse еще до первой поставки.

Экономим

на безопасности?

КО ВСЕМУ вышесказанному можно добавить и то, что, в отличие от всех остальных мировых продавцов ядерного топлива, Westinghouse на сегодня является единственной компанией, которая не забирает отработанные кассеты на хранение. Под отработанные американские образцы нужно будет отводить специальные хранилища. Одно из них уже собираются построить в Чернобыльской зоне, недалеко от Киева.

Как рассказал нашему корреспонденту руководитель Национального энергетического центра (Киев) Алексей Пасюк, “нештатная ситуация с застревающими стержнями, как это было на АЭС “Темелин”, - обычное явление. Просто одно дело, когда это происходит с привычным топливом, и совсем другое - когда топливо “чужое”. Г-н Пасюк также рассказал, что попытка построить централизованный объект ХОЯТ в Чернобыльской зоне продиктована стремлением снизить затраты: “Можно хранить отработанное топливо на пристанционных площадках, как это делается в США. Но наши чиновники почему-то решили, что лучше его транспортировать через полстраны в зону, которую на самом деле нужно было бы восстанавливать, а не засорять ядерным мусором”.

Политика соседства

ПО СЛОВАМ вице-президента НАЭК “Энергоатом” Владимира Бронникова, тема поставок американского ядерного топлива в Украину слишком политизирована.

“В случае начала поставок американского топлива в Украину, мы заявим о себе как о компании, способной заказать топливо у любого поставщика. Нам нужно, как того требует Европа, закупать не менее 25 процентов топлива у другого производителя. Не просто у завода-производителя, а у разработчика новой конструкции топлива”, - уточнил он в своем комментарии для “АиФ”.

Немало политики и в вопросе строительства площадки ХОЯТ (хранения отработанного ядерного топлива) в Чернобыльской зоне. Сейчас отработанное ядерное топливо вывозится в РФ на переработку, но уже с 2011 года будет возвращаться в Украину, так как российское законодательство запрещает захоронение ядерных отходов других государств. Этим и обусловлена необходимость создания своего хранилища, рассчитанного на 100 лет эксплуатации.

Как заверили нашего корреспондента в самом НАЭК “Энергоатом”, даже безопасность доставки ядерного топлива из Швеции в Украину будет обеспечена на высочайшем уровне.

- За всю историю передвижения ядерного топлива по территории Украины не было ни единого инцидента, связанного с безопасностью транспортировки. Причем то же российское топливо попадает в Болгарию как раз через территорию Украины. Но это никого не смущает, - отметили в компании.

Несмотря на явные плюсы этого варианта диверсификации, открытыми пока остаются два вопроса: безопасность использования топлива производства компании Westinghouse и экономическая выгода подобного шага.

Во-первых, для максимально безопасного использования этого топлива правительство уже решило построить шесть новых энергоблоков до 2030 года. В этом Украине уже предложила услуги канадская компания CANDU. Вопрос теперь только в 30 млрд. долларов, которые понадобятся для реализации данного проекта.

Во-вторых, американское топливо дороже российского. Увидев, что Украина готова платить больше, ТВЭЛ поднял цены и на свою продукцию.

За что боролись?

Компания “КМ-группа” в сотрудничестве с европейскими экологическими организациями провела социологическое исследование в семи городах Украины: в Киеве, областных центрах и городах, где расположены атомные станции.

В ходе исследования выяснилось, что информированность населения Украины о состоянии дел в атомной отрасли существенно ниже, чем в соседних странах. У нас никто не пытается организовать общественные обсуждения безопасности атомной энергетики. По словам руководителя исследования Алексея Высоцкого, более 70 процентов опрошенных впервые узнали о том, что в Украине строится хранилище отработанного ядерного топлива. Незнание ведет к росту экологических рисков и заблуждений (и даже фобий) у граждан страны.

Кирилл НИКОЛОВ, исполнительный директор АЭС “Козлодуй” (Болгария):

- Я думаю, что американцы сделали соответствующие выводы после неприятностей, которые случились на АЭС “Темелин”, но все равно у них нет практического опыта использования своего топлива в реакторах типа ВВЭР-1000. Считаю, что на Южно-Украинской АЭС будет проведен эксперимент с довольно-таки неизвестными последствиями. Можно его характеризовать как все-таки рискованный эксперимент. С другой стороны, я бы не стал говорить, что впоследствии как-то серьезно будет снижен уровень безопасности станции, но без сомнения могут возникнуть определенные трудности при эксплуатации реактора.

26.06.2008Подготовил Евгений МУДЖИРИ (газета “Аргументы и факты”)



Рівне-Ракурс №10 від 26.06.2008p. 
На головну сторінку